Как супермаркеты раскручивают нас на деньги

Помните, как бывает с чипсами: вы знаете, что они вредны, но пока пачка не закончится, не остановитесь. Так и с супермаркетами: заходите за хлебом и молоком, а выходите с полной тележкой покупок – и миксер по акции купили, и вазон, и пять йогуртов по цене четырех… Но дело не столько в вас, сколько в хитростях супермаркета, задача которого – продать как можно больше товаров. Как же получается, что мы оставляем ползарплаты в магазине за один заход?
Хитрость №1 – большие удобные тележки
Вместительные тележки появились 80 лет назад. Их придумали как раз для того, чтобы покупателям было проще вынести из магазина побольше товаров. В 1940 году американская пресса называла тележку одним из лучших изобретений, изменивших мир.
Хитрость №2 – запахи, сводящие с ума
Отделы цветов и выпечки не зря самые прибыльные в супермаркете. Приятный запах легко подчиняет себе человека и настраивает его на импульсивные покупки. Ощутив аромат выпечки, посетитель магазина сразу чувствует голод и спешит скупить все продукты на своем пути. Именно для этого хлебо-булочный и цветочный отделы размещают ближе ко входу. То же самое с бакалеей с ее дурманящими запахами копченостей.
Хитрость №3 – преграды на пути к ходовым продуктам
Супермаркеты понимают, что нужно посетителям в первую очередь, так почему же по пути к молочным продуктам и яйцам нам приходится обойти весь магазин? Это сделано умышлено – чтобы по дороге на глаза посетителю попадали и другие товары, которые в итоге дополнят его список покупок. Еще одна хитрость: магазины зачастую ведут нас по часовой стрелке – справа налево, поскольку мы привыкли к правостороннему дорожному движению. У товаров, расположенных с правой стороны, больше шансов быть замеченными и попасть в корзину покупателя.
Хитрость №4 – продажи в зависимости от места на полке
Товары, которые магазин хочет продать в первую очередь, располагаются на уровне глаз человека. Посетитель просто не сможет не заметить продукции в красивых упаковках, которые так и просятся в тележку. А вот самые дешевые продукты попадают на нижние полки стеллажей.
Не менее важное расположение – уровень детских глаз. Если уж вы берете с собой в супермаркет ребенка, будьте готовы пасть в неравном бою с умелыми маркетологами. Они точно знают, где лучше всего расположить жвачки и шоколадки, кукурузные палочки, разрекламированные игрушки, чтобы дети их точно замечали и помогали супермаркету увеличивать продажи.
Но самая «рыбная» зона находится возле кассы. Снеки, жвачки, конфеты, журналы, батарейки, резиновые перчатки – чего здесь только нет, и все это с легкостью перекочевывает в вашу тележку, пока вы стоите в очереди на оплату покупок.
Хитрость №5 – большая торговая площадь, музыкальный фон
В маленьких тесных магазинах люди напряжены и стараются покинуть помещение как можно быстрее. Большие супермаркеты со спокойной фоновой музыкой наоборот расслабляют: их посетители теряют понимание того, где находятся, выбор товаров воспринимается как прогулка с развлечениями.